Выставку «Город и люди в объективе фотокамеры» открыли в краеведческом музее Бреста

751 просмотр 0 комментариев

В областном краеведческом музее сегодня, 9 февраля открыли выставку «Город и люди в объективе фотокамеры. XX столетие». Она приурочена к 1000-летию Бреста, как и эта статья из цикла совместных публикаций музея и «БВ».

Автор фото: Алексей ГАНЧУК
О том, что смогут увидеть брестчане на выставке, рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Нина Кириллова.

3D сто лет назад

– Нина Михайловна, на чём основана нынешняя выставка и как много экспонатов будет представлено?

– Всего на выставке экспонируются более 170 предметов. Она основана на подлинных материалах из разных фондовых коллекций: фотодокументальной, технических средств, вещевой, предметов быта... Есть необычные и редкие предметы, некоторые экспонируются впервые. Особое место занимают почтовые открытки с видами Брест-Литовска конца XIX – начала XX веков. Они запечатлели жителей на улицах города. С ними созвучны оригинальные фотографии жителей, сделанные в этот же период в фотоателье Линдера, Стамлера, Уриновского, Зильберберга, «Модерн», «Прогресс» и других. Их дополняют инсталляции, в том числе «Фотоателье Владислава Висневского» на улице Медовой, 84.

Взгляд невольно упал на витрину справа, под стеклом были знакомые с детства пакетики проявителя и фиксажа, – сколько часов проведено за фотоувеличителем в тёмном чулане. А под стеклом слева – девайс, напоминающий что-то из современности. Нина Кириллова пояснила: «Это стереоскоп. К нему прилагаются стереопары фотографий. Если настроить под своё зрение, можно увидеть объёмное изображение».

Вот оно, 3D столетней давности – наших прадедушек объёмным изображением не удивишь. О происхождении другой техники заведующая научно-экспозиционным отделом рассказала, что на выставке представлены фотоаппараты 1912–1980 годов производства Германии, США, СССР. Можно увидеть уникальные рамки и альбомы для снимков различных эпох. Больше всего понравился американский «Кодак» начала XX века, солидная вещь. Но в глубине зала виднелась элегантная женская фигура, которая отвлекла внимание…

В салоне фотографа

За стеклом стоял роскошный фотоаппарат на треноге, из-за помпезной портьеры выглядывал явно немецкий городок (задник), а перед объективом в тёмную кружевную накидку куталась загадочная незнакомка. «На треноге немецкий фотоаппарат 1912 года, его на время выставки предоставил брестчанин Сергей Басов. А натуральная кружевная накидка появилась в музее перед началом выставки. Она тоже из того времени. Её предоставила Валентина Данилевская. Мы решили, что всё вместе создаст неповторимый колорит фотоателье начала XX века», – пояснила Нина Кириллова.

По её рассказу, начиная с 1860 по 1915 год в Брест-Литовске существовало более трёх десятков  фотоателье Висневского, Зильберберга, Линдера, Уриновского, «Прогресс», «Модерн»... Услугами их пользовались люди самого разного достатка, но в основном среднего и выше. Поводом для снимка были торжественные случаи – свадьбы, юбилеи, дни рождения, но это могли быть и обычные встречи с родными и знакомыми, а также желание запечатлеть себя.

Одними из наиболее популярных были два ателье Владислава Висневского. Первую свою фотостудию он открыл на улице Шоссейной (ныне проспект Машерова), на рубеже века это была самая оживлённая торговая улица с многочисленными магазинчиками, гостиницами, госучреждениями. Затем Висневский купил двухэтажный дом на Медовой (ныне Карла Маркса, 74), в котором на первом этаже сделал фотостудию. Оборотные стороны фотокарточек его ателье художественно оформлялись обычно в стиле того периода – модерн: витиеватые растительные орнаменты, изображения женщин в античных одеждах, особенный шрифт, а также имели свой логотип. На некоторых карточках вся информация была написана на французском языке – по моде того времени.

Три фотографа времени

На выставке показаны наиболее интересные городские зарисовки 1930–1970 годов. Часть их выполнена брестскими фотографами Петром Трамбовичем, Евгением Макарчуком и Эдуардом Кобяком, а также материалы, связанные с этими известными фотохудожниками. Через объективы их фотоаппаратов мы смотрели на события в Бресте и области.

Пётр Трамбович родился в 1918 году в Вильно в семье железнодорожника. Впоследствии семья переехала в Брест-над-Бугом, где Пётр окончил техническую школу. Службу в армии проходил здесь же в 4-м бронетанковом батальоне.

В 1944 году поступил на работу в Брестский театр в качестве танцора. В послевоенное время работал в гродненской газете «Голос над Нёманом», затем жил в Польше и сотрудничал со многими изданиями.

Фотографии, представленные на выставке, хранились в его личном архиве и были переданы в дар музею во время проведения международной научно-практической конференции «Гісторыя і сучаснасць Берасцейшчыны», посвящённой 975-летию города и 50-летию освобождения Бреста.

Евгений Макарчук (1930–1986), фотокорреспондент областной газеты «Заря», член Союза журналистов СССР. Родился в Копыльском районе Минской области. После окончания школы в 1947 году поступил в Брестский железнодорожный техникум, после его окончания работал там лаборантом. С 1956-го приглашён в качестве фотокорреспондента в брестскую областную газету «Заря». Евгений Макарчук неоднократно участвовал в международных фотовыставках. Его фотографии есть во многих книгах о Бресте и Беларуси.

Эдуард Кобяк (1949–2016), фотожурналист, репортер фотохроники ТАСС-БелТА.
Родился в Барановичском районе. В барановичской районной газете «Наш край» работал литературным сотрудником и фотокорреспондентом. Трудился в Белорусском информационном агентстве, газете «Заря», неоднократно участвовал в международных фотовыставках. Его фотографии есть во многих книгах о Бресте и Беларуси.


Если бы фотоаппарат изобрели раньше

Весьма интересны представленные на выставке почтовые открытки конца XIX – начала XX веков. Отлично сохранившиеся, они запечатлели кварталы, улицы, отдельные здания. Вот что рассказала Нина Кириллова об их истории: «Ими пользовались в переписке, их хранили как память о близких людях, их коллекционировали. Изданием почтовых открыток в то время занимались владельцы книжных магазинов и магазинов письменных принадлежностей, даже папиросных и галантерейных, а также фотоателье и типографии. Выпускались они в крупных издательствах Вильно, Москвы, Петербурга, Стокгольма, Берлина и других городов. Купить их можно было в книжных магазинах, киосках, на складах издательских фирм, в магазинах и фотоателье. Печатались открытки преимущественно чёрно-белыми, так как цветная печать только начинала развиваться. Они не только служили рекламой, но и были средством получения дополнительного дохода.

Да, это было очевидно – улицы и пейзажи явно украшали и ретушировали, кое-где пририсовывали облака, избегали пустых улиц. На них можно было увидеть гужевой транспорт, первые автомобили и трамваи. Фотограф снимал здания, но при этом увековечил уличного дворника, старушку из деревни, торговца и чиновника, гимназиста и мальчика из городской бедноты.

– Нина Михайловна, фотоаппарат придумали по историческим меркам сравнительно недавно. А если бы у Вас была возможность на машине времени попасть в прошлое с камерой, что бы Вы сфотографировали для экспозиции в краеведческом музее?

Заведующая отделом задумалась – вопрос был явно не научного характера – и осторожно спросила:

– А Вы что бы сфотографировали?

– Бухгалтерскую документацию Франциска Скорины: где и почём брал бумагу и шрифты, сколько платил переводчикам, также источники кредитов.

– А я бы сфотографировала самого Скорину…

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Вторник , 20 Ноября , 2018   10 : 52

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос