В Бресте открыли польскую выставку «Академия 100 плакатов»

202 просмотра 0 комментариев

Вернисаж выставки «Академия 100 плакатов» из собрания Академии искусств в Катовицах открылся в выставочном зале областного общественно-культурного центра.

Автор фото: Валерий ЦАПКОВ
Коллекция имеет ограничение по возрасту 18+.

60 работ

Организаторами выставки были Генеральное консульство РП в Бресте, Польский Институт в Минске и ООКЦ. Академия искусств в Катовицах выросла на плакате. История учебного заведения берет начало в середине прошлого века. В течение длительного времени учебное заведение функционировало как Иногородний факультет пропагандистской графики Краковской академии искусств, а это значит, что плакат с самого начала был тем определяющим направлением, которое тщательно развивали в стенах учреждения.

Открыл выставку польский консул в Бресте Кшиштов Расински. Куратор выставки доктор-доцент Академии искусств в Катовицах художница Моника Старович сообщила: «В гостеприимном и любимом нашими мастерами Бресте мы представляем только 60 работ. Мы искреннее приглашаем посмотреть на часть нашей истории, запечатленной на этих листах».

Очень образно об искусстве плаката сказала руководитель мастерской образа, рекламы и визуальной идентификации Катовицкой академии искусств Катажина Гаврыолэнда: «В плакате в единый образ соединяются текст и изображение». И ещё, как бы в шутку, она добавила: «Плакат – это способ привлечь посетителей даже на неинтересное событие».

Что показали

Прямо на входе был плакат, где вокруг молодого человека порхали бумажные журавлики. «За основу я взяла изображение моего сына, мечты, которые в юности его переполняли», - поделилась Катажина Гаврыолэнда.

Выставка оказалась своеобразным сентиментальным путешествием в мир, окружавший мастеров, педагогов и студентов за последние 40 лет. Интересна была серия «Шкаф профессора Тадеуша Грабовского». Он в течение длительного времени руководил мастерской проектирования плаката академии в Катовицах еще в докомпьютерную эпоху. Что было в голове у студентов того времени, каково было восприятие мира и техника исполнения – это стоит посмотреть.

Что же касается ограничения 18+, то за спиной организаторов, когда они представляли вернисаж, был плакат под названием «365 дней – 365 поз». Глядя на него, невольно думалось о творческом напряжении художника, его мучительных поисках зрительного воплощения поставленной перед собой задачи.

Сидел в Брестской тюрьме

Многие плакаты использовали образы известных людей, их лица и имена были узнаваемы. Но некоторые требовали пояснения. Почти незамеченным остался бы плакат на дальней стене, где серьёзный мужчина держит в руке газету 1902 года. Вязь польского языка понять было трудно, помогла сама Катажина Гаврыолэнда: «Это Войцех Корфанты, а газета называется «Гурношлёнска».

Захотелось уяснить, что это за человек? В начале 20-го века он жил и действовал в Верхней Силезии, земля которой была предметом спора между чехами и поляками, при этом находясь в составе Германии. За тот номер газеты он получил тюремный срок от немецких властей: современным языком – за «сепаратизм». В межвоенной Польше он был заметным политическим деятелем, в результате в 1930 году, когда Юзеф Пилсудский начал зачищать политическое пространство от оппозиции, был отправлен в тюрьму в Брест. Однако по так называемому «Брестскому делу», где осудили инакомыслящих, не проходил, уехал в Верхнюю Силезию, а потом, опасаясь репрессий, эмигрировал в Чехию. Осмелился вернуться в Польшу в апреле 1939 года, чтобы бороться с немцами, но был отправлен в Варшавскую тюрьму. Скончался в больнице: по одной из версий, умышленно отравлен парами мышьяка, которыми были пропитаны стены камеры.
Вот такая непростая жизнь героя одного из плакатов, мимо которого можно пройти и всуе не понять, о чем он.

Выставка на Советской, 54, продлится до 24 июня.

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Понедельник , 25 Июня , 2018   12 : 47

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос