Как Ленин и Борман встретились на выставке кирпича в Бресте

306 просмотров 0 комментариев

В областной научно-технической библиотеке на Пушкинской,19 открыли выставку «Цэгла Incognita: дэшыфроўка кода».

Автор фото: Валерий ЦАПКОВ
На ней представлена коллекция старинных кирпичей, а библиотека подготовила тематическую выставку.

Кирпич, фото и книги

Два года назад подобная выставка уже проводилась и пользовалась успехом у брестчан. И в этот день, несмотря на жаркую погоду, зовущую за город, гостей было много. Удачным оказалось совмещение непосредственно выставки кирпича с коллекциями фото старинного Бреста. Была представлена и подборка книг, посвящённая строительному делу, истории материалов: «Искусство кирпичной кладки», «Иллюстрированное пособие для каменщиков» и прочее. Среди журнальных публикаций наверняка брестчан заинтересуют статьи, посвящённые «умному» городу, участию Бреста в европейском движении «Соглашение мэров». А я перелистал «Приборы и средства контроля за природной средой». В целом выставка была сгустком полезной информации. Для тех, кто не попал на открытие, сообщим, что действовать она будет до 15 сентября.

Источниками экспонатов стали старинные кирпичи из коллекций Ивана Чайчица, Анны Ковалёвой, Сергея Гриня. Из Лиды приехали также кирпичи от крупнейшего коллекционера Алексея Чистякова, большие фотографии старого Бреста – от Олега Малейко и Петра Ольшевского.

Что в имени твоём, кирпич…

С приветственным словом к первым посетителям выставки обратился краевед Иван Чайчиц. Сопровождая свой рассказ слайдами, он поведал о глубоком смысле, который таится за знаками на старинных кирпичах.

Анималистические, буквенные и числовые, тычковые или ложковые – кирпичные клейма хранят для нас имена промышленников и купцов, названия мест и заводов, кем и где были изготовлены сотни лет назад. По знакам на кирпиче можно судить о связях между странами, о том, как развивались торговые пути или где шло масштабное строительство. Эта информация скрыта в клейме в нескольких, иногда плохо читаемых символах, которые и пытаются расшифровать краеведы и коллекционеры. «Кирпичные клейма – это не просто торговая марка или знак качества. Это отдельный вид исторической информации, которая сохранила для нас имена и фамилии купцов, дворян, промышленников XIX и XX веков, а также места кирпичных заводов», – сказал Иван Чайчиц. На примерах он показал, как тесно связана с кирпичным производством жизнь нынешних брестчан: мол, даже те, кто проводят этот день на озёрах в южном районе Бреста, купаются в водоёмах на месте бывших выемок глины для кирпича. Кстати, у деревни Гершоны кирпичный заводик начал действовать в 1833 году.


Золотой век кирпича

Хотя его и производят тысячелетиями, в некотором смысле расцветом можно считать XIX век, когда нашли инженерные решения, позволившие налаживать массовые производства. В Российской империи в середине XIX века приняли «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах». Владельцы должны были ставить своё клеймо, выжимая его на сырце или при сушке. Знак лишал кирпичи анонимности, обязывал производителей к качеству, и покупателям так было удобнее. Кроме того, клеймение могло защищать от воровства, когда кирпич специально изготавливали на казённых заводах для государственных нужд – например, строительстве крепостей.

Пожары в Брест-Литовске 1895 и 1901 годов подхлестнули кирпичное строительство. В 1905-м в городе уже числилось 1350 каменных зданий. В Брестском уезде в начале ХХ века был 21 кирпичный завод, а во всей Гродненской губернии их насчитывалось 203.

Как называть коллекционеров

Официальных музеев кирпича в Беларуси нет, но есть коллекционеры, которые собрали массу материальных свидетельств строительного дела прошлых веков. Но как их называть? Часто звучит «латерофилия», как пояснил Иван Чайчиц, термин образован от латинского слова, означающего «кирпич». У психиатров встречается понятие «латерофобия» – страх лежать на одном боку. Но что плохо для человека, хорошо для кирпича.

Кстати, древние латиняне клеймили кирпич, который изготавливали на многочисленных производствах, это было прибыльное дело. Ведь из чего-то надо было строить.

Илья Ленин и Ариадна Борман

Кирпичи в чемоданах и на столах, описания их и пояснения авторов выставки будили воображение, история становилась осязаемой. Маршруты их путешествий на телегах и кораблях, в чемоданах рисовали карту таинственных путешествий. И имена на них…

Гвоздём выставки стал кирпич с клеймом «ЛЕНИНЪ» из коллекции Алексея Чистякова. Оказывается, был такой производитель по имени Илья Ленин – не родственник, – завод действовал до 1891 года.

Уже после выставки навёл справки: где был в то время Владимир Ульянов. Выяснил, что тогда он приехал в Питер учиться на юриста в университет, ставший альма-матер для Медведева и Путина. И вот я представил, как будущий революционер после успешной сдачи экзамена по богословию и полицейскому праву гуляет по городу и останавливается перед свежей кирпичной кладкой, где рабочие деловито укладывают аккуратные брикетики с клеймом «Ленин». Вот вам и версия происхождения псевдонима.

Был на выставке кирпич с другим громким именем. Ариадна Борман была хозяйкой производства, которое закрылось в 1917 году. Интересно, как сложилась её судьба и судьба её потомков лет через двадцать? На слуху у советских граждан фамилия Борман ещё не была, но компетентные органы она уже напрягала.
Заинтересовал кирпич с клеймом «К.П.Унрау Нью-Iорк». Неужто из-за океана? Оказалось, такое название своему посёлку дали немцы-меннониты из Екатеринославской губернии. Разбирательство с менонитами напомнило давнюю историю, которая прошелестела и над Брест-Литовском. Эти несгибаемые протестанты, которых за их пацифизм гнали власти всех государств, кочевали по Европе, оставили след и в ВКЛ, но их вытеснили иезуиты, в том числе и из Брест-Литовска.

Источники коллекции

Коллекционеры рассказали, что многие экспонаты попадают к ним из строительного мусора. А коллекция Алексея Чистякова началась с первого кирпича с клеймом, найденного в 2010 году, сейчас у него их около трёхсот.

Многие брестские раритеты отыскали на старых улицах города – Советской, Карла Маркса, Пушкинской. Из окна библиотеки открывался вид на старый дом неподалёку, на котором одна из труб была выложена старинным кирпичом. На предложение пополнить коллекцию её организаторы дружно ответили, что они так не делают: нельзя рушить строения ради кирпича.

Был на выставке очень любопытный экспонат – кирпич ручной работы, на вид очень старинный, при этом с современным гербом Бреста, изделие лидского коллекционера. Подумал, что лет через сто он озадачил бы исследователей.

Вот они, вечные ценности, которые переживают своих владельцев и государства, – кирпичи с именами.

Выставка работает до 15 сентября.

Валерий ЦАПКОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Четверг , 18 Октября , 2018   13 : 58

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос