Аллее на Гоголя в Бресте пять лет. Обзор фонарей от корреспондента "БВ"

174 просмотра 0 комментариев

27 июля 2013 года покровы были сорваны, и горожанам открылось нечто неожиданное.

Тогда было специально оговорено, что это к 1000¬летию Бреста, на деньги предприятий и граждан.
Узнаваемость города повысилась
До тысячелетия год, но уже сейчас видно, что это была удачная идея. Аллея фонарей на слуху у туристов, поисковые системы в Интернете аллею уверенно ставят в десятку важнейших объектов, таких, например, как Брестская крепость, музей паровозов, «Берестье».
Оценили это и брестчане, которым надо гулять с детьми. Куда их вести? Да на аллею, там можно неторопливо пройтись, пока ребёнок и в карету залезет, и за швейной машинкой посидит.
Заметим, что мы совершенно не оцениваем фонари по принципу «хуже¬лучше», — любой из них даст фору простому серийному фонарю. Даже если не сразу разгадаешь символику, заложенную в кованом железе. Так что всем предприятиям, которые их установили, спасибо, их звёзды у подножия пусть и дальше светят, удачи всем им в бизнесе.

Гоголь закончился

Создателям стальных фигур надо было не просто вложить деньги, но что­-то придумать. То, что улица начинается с бюста Гоголю, как бы предопределяло направление фантазии. Сюжеты из «Мёртвых душ», «Вия», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Носа» просто просились под тень деревьев.
В один квартал до пересечения с улицей Карла Маркса они и поместились. А дальше? Понятно, что тянуть на всю улицу было бы излишне эмоционально. Уж много у Гоголя персонажей, которых не хотелось бы видеть: Собакевич, Коробочка, Ноздрёв, Манилов… Между прочим, композиция с сожжением второго тома «Мёртвых душ» побуждала к творческому поиску.

Поиски концепций

Дальше от перекрёстка к перекрёстку начался творческий поиск. Впрочем, некоторым предприятиям удавалось удачно совместить профиль фирмы с образом в стали. Например, если логистика, то птица-­тройка.
Эта концепция оказалась успешной, и предприятие устанавливает композицию, напоминающую о его профиле деятельности. В результате появились фонари, которые и фонарями¬то не назовёшь. Попробуйте составить рейтинг предпочтений: понаблюдайте за прохожими на досуге и обратите внимание, к какому фонарю они подходят. Наблюдения показывают, что побеждают композиции, где можно присесть и сфотографироваться.
Заметим: детей и взрослых притягивает малейший интерактив, когда фигуры побуждают что­то сделать.
Давайте вспомним для ясности два решения, не связанных с фонарями на Гоголя. Напротив «Дидас Персии» установлен сапог, в который невозможно не вставить ногу. А напротив «Белтелекома» — простой до гениальности объект в виде телефона. Желание что­то покрутить оказалось настолько сильным у детворы, что в прошлом году даже траву вытоптали. В этом, с искусственной травой, популярность дискового телефона не меньше.
Так что запомним эту идею — интерактив.
Хитом прошлого года назовём дворника с собакой. У композиции вроде как ничего не двигается, но она побуждает ребёнка, да и некоторых взрослых, к неким действиям. Погладить собаку, а ведь на неё можно ещё и сесть. Такие композиции могут обрастать добрыми городскими легендами, к примеру: погладишь пёсика — родители разрешат завести четвероногого друга.

Водопроводчик всколыхнул эстетов

В этом году установка фонарей продолжилась. На день города открыли фигуру водопроводчика, что вызвало критику у людей, далёких от рабочих профессий. Нашёлся аргумент, что приблизительно такая композиция есть в других городах. Ну и что же? Стало быть, эта профессия имеет мировое признание и уважение. А у нас к тому же и скамейка отличная рядом. Заметьте, поток желающих сфотографироваться рядом не иссякает. А надежда, что, если потрогаешь разводной ключ, засоров не будет, особенно привлекает. Любая хозяйка подтвердит, что вид засорившегося стока в раковине на кухне вызывает нехорошие чувства. Приходится либо взять в руки инструмент, либо потратиться на вызов профессионала. Есть предчувствие, что через год этот разводной ключ будет блестеть.
Критику городских снобов и ворчание в Интернете вызвал и десантник Стёпочкин. По всей видимости, люди мультфильм не смотрели и, возможно, просто не любят армию, погрязли в пацифизме. Весёлому образу десантника как раз место в парке, где гуляют дети. И скамеечка там есть, можно представить себя в стропах парашюта.

Лучший интерактив

С точки зрения достоинств уже описанных фонарей и композиций в сочетании с выбором места последним хитом можно считать доброго стального управдома на входе в ЖРЭУ. Он настолько удачен, что вызвал самое сильное раздражение у части публики, которая видит окружающее в негативном свете и пытается заразить этим видением окружающих.
А ведь как функционален этот образ! Должностных лиц он настраивает на терпение, а тех, кто пришёл поругаться, взывает к вежливости. Композицию в каком-­то смысле можно считать тренажёром: если волнуешься перед походом к начальству, сядь и попытайся ему рассказать раз и два. Потренируешься — и в бой, в нужный кабинет. А идея с папкой, в которую можно положить заявление, вообще великолепна. То есть композиция установлена там, где она и должна быть, перед ЖРЭУ. В любом другом месте той же улицы Гоголя это бы не сработало.

А что же дальше?

Как видим, чем ближе 1000-летие, тем выше задирается планка по идейному и художественному наполнению фонарей и композиций. Придумать что­то новое и неожиданное трудно. Подумаешь, просто красивый фонарь из кованого железа — придумай что­-то совсем новенькое, удиви людей.
Созерцание разбудило моё воображение. Стал думать, что бы установил сам, если бы были деньги. На ум пришло три композиции, но все не для Гоголя. Одну бы поставил городскому старосте Грабовскому, доводилось читать о нём. Мол, жил в окрестностях нашего города в давние времена один магнат, очень известный, и был у него злой управляющий, грабил крестьян и деревенских девушек крал для хозяина. Но городской староста поймал его и наказал — чем не пример для подражания? Не побоялся олигарха, свершил правосудие.
Второй памятник установил бы ровно на белорусско-польской границе — лорду Керзону, который некоторым образом причастен к тому, что Брест стал пограничным городом. Он бы строго грозил палочкой тем, кто накапливает вооружения: мол, эту границу не нарушать.
Ну, а третий памятник я посвятил бы блогеру. Где-нибудь на улочке, которая ждёт асфальтирования, таких на окраинах Бреста ещё много. Вот стоит он со смартфоном с недовольным лицом и взывает к анонимной общественности. А когда ту улочку заасфальтируют, переставить блогера на другую, ждущую своей очереди.

Владимир НАЙДЕНОВ

Добавить комментарий

Защита от автоматических сообщений

Вторник , 11 Сентября , 2018   04 : 37

До 1000-летия Бреста осталось
Лента новостей








Опрос