Размышления на фоне юбилея: 20 лет Союзному государству Беларуси и России

239 просмотров 0 комментариев

Договор о создании Союзного государства подписали 8 декабря 1999 года.

Что мы имеем спустя 20 лет? Есть основания считать, что перед нами самое продвинутое интеграционное объединение на пространстве СНГ.

Еще в пути

Накоплен богатый опыт, который может быть учтён государствами, занятыми поисками эффективной модели взаимоотношений на международной политической сцене. Со своей стороны Союзному государству по многим позициям ещё предстоит пройти путь, который прошёл Европейский союз. Для последнего имеет место доведение до логического конца формирования политического, экономического, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного и культурного единого пространства. Обсуждается идея создания европейской армии. В Союзном же государстве нет ни одного единого пространства, поэтапная организация которого стала бы достоянием истории.

На современном этапе союзное строительство наиболее успешно в гуманитарной и культурной сферах. Эти сферы вглубь и вширь подпитывает народная дипломатия. Налажена координация внешнеполитической деятельности. В целом совпадают подходы субъектов Союзного государства к международным проблемам.

Единое таможенное пространство весьма динамично формируется с учётом базовых нормативно-правовых актов как Союзного государства, так и Евразийского Экономического Союза. Прорывным стало принятие Таможенного кодекса ЕАЭС. Предстоящее вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию, которое активно лоббирует Москва, расставит все точки над «і» в процессе формирования единого таможенного пространства.

Безопасность

Созданы фундаментальные предпосылки военной безопасности Союзного государства. Региональную группировку войск Беларуси и России экспертное сообщество оценивает как удачный проект. Высокий уровень её боеготовности традиционно подтверждается совместными военными учениями. У нас функционируют два стратегически важных объекта ВС России. Радиолокационная станция «Волга» — неотъемлемая часть системы предупреждения о ракетном нападении, размещена под Барановичами. Поставили ее на боевое дежурство 16 лет назад. Это станция дециметрового диапазона. Судя по способности станции отслеживать пуски межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном ракетоопасном направлении, российская сторона со всей серьёзностью воспринимает тот факт, что 6 января 2020 года истекает срок действия соглашений о пользовании занимаемого «Волгой» земельного участка. Можно прогнозировать их продление на новый срок.

Российские военные моряки постоянно ассоциируют с Вилейкой в Минской области 43-й узел связи ВМФ. Его функциональная нагрузка – обеспечение связи на частотах сверхдлинных волн Главного штаба ВМФ России с атомными подлодками на боевом дежурстве в Атлантическом, Индийском и частично Тихом океанах. Глубоко зашла интеграция оборонно-промышленных комплексов, имея в виду объёмы поставок оружия и военной техники для ВС Беларуси.

Экономическое пространство

Единое экономическое пространство служит фундаментом Союзного государства. В Беларуси 2616 организаций с российским капиталом, 1512 совместных белорусско-российских предприятий. В России 57 совместных сборочных производств и 168 субъектов товаропроводящей сети белорусских производителей с нашим уставным капиталом. Беларусь занимает пятое место среди внешнеторговых партнёров России.

Если принять белорусский экспорт и импорт за 100 процентов, то доля России составит соответственно 39 и 59 процентов. Вопросы экономического сотрудничества постоянно обсуждают на форумах регионов двух стран. С 2015 года эти мероприятия регулярно посещают Лукашенко и Путин. На всех форумах заключали важные экономические соглашения на уровне глав регионов, руководителей субъектов хозяйствования. 81 субъект Российской Федерации имеет в своём активе экономическое соглашение с высшим органом исполнительной власти Беларуси.

Подводные камни

Сальдо экспорта и импорта между Беларусью и Россией относительно белорусской стороны неизменно отрицательное. Компетентные органы нашей страны всегда задумывались над тем, как переломить ситуацию. Но воз и ныне там.

Белорусская сторона требует компенсации белорусским НПЗ издержек из-за перевода их в ближайшей перспективе на мировые закупочные цены. Москва придерживается неприемлемой для Минска позиции в этом вопросе.

Есть большая разница в условиях хозяйствования предприятий Беларуси и России. В Минске убеждены, что настало время для неотложных кардинальных изменений относительно поставок российского природного газа в Беларусь. Там видят резон в том, чтобы цена этого углеводорода для белорусов ничем не отличалась от цены для смолян. Россияне не готовы на это пойти раньше 2025 года.

Совместные сборочные производства на российской территории лишены возможности на равных конкурировать с техникой сугубо российских субъектов хозяйствования. В этой связи белорусская сторона обращает внимание российских партнёров на то, что ещё пять лет назад Лукашенко и Путин твёрдо согласовали условия признания достигнутого уровня локализации производства техники для предоставления государственной поддержки. В Минске надеются, что Москва будет оценивать как модельный указ Президента Беларуси от 2 апреля 2015 года №146. Его суть раскрывается так: «Установлены равные условия приобретения белорусскими субъектами хозяйствования с государственной поддержкой по договорам финансовой аренды (лизинга) современной техники, произведённой на территории всех государств Евразийского экономического союза». Конечно, одного подобного указа главы российского государства было бы достаточно. Но его пока нет. А есть 60 (!) нормативно-правовых актов, связанных с регулированием сбыта техники. При этом одни такие акты нередко противоречат другим.

В Минске недовольны и отсутствием общего аграрного рынка Союзного государства, считают, что надо сдвигать с мёртвой точки выстраивание совместной аграрной политики на рынках третьих стран.

Многие российские эксперты полагают, что главное препятствие на пути формирования единого экономического пространства — отсутствие структурных реформ в Беларуси и частной собственности на землю. Они считают, что у белорусского производителя в системе агропрома меньше стимулов для высокопроизводительного труда, чем у частного собственника земли, типичного для постиндустриальной цивилизации.

Союзная валюта

Не раз поднимали вопрос и о введении единой валюты Союзного государства. Механизм её введения пока не запущен. Сторонники единой валюты заявляют о положительных последствиях для экономики Союзного государства. По их мнению, у экономических субъектов — предприятий и граждан — во многих случаях отпадёт необходимость проводить валютообменные операции, следовательно, снизятся расходы на уплату банковской комиссии. Снизятся риски, связанные с колебаниями курсов национальных валют.

Еще аргументы. Можно будет говорить о создании единой автоматической системы расчётов, позволяющей повысить скорость прохождения платежей между финансовыми институтами Союзного государства. По-настоящему свободным станет движение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Повысится ликвидность рынка капитала, он станет более ёмким. Есть надежда и на то, что инвесторы отреагируют активизацией финансовых вложений в народно-хозяйственный комплекс.

Введение единой валюты может ускорить выравнивание цен на рынке Союзного государства. Белорусы, привыкшие к более высокой инфляции, чем в соседних странах, могут рассчитывать на скорейшее обуздание цен. Деньги перестанут обесцениваться привычными для них темпами. Стабилизация валютного рынка будет способствовать смягчению денежно¬-кредитной политики, в частности подешевеют кредиты. Бизнесу будет проще развивать промышленные проекты.

Вместе с тем появлению единой валюты на союзном пространстве должны предшествовать макроэкономическая стабилизация национальных экономик и формирование механизмов для минимизации воздействия внешних шоков.

Михаил СТРЕЛЕЦ
Среда , 12 Августа , 2020   16 : 05
Лента новостей
Опрос