Тартак Михельсона, мельница пани Витковской и кафельный завод Белькеса. Промышленность в Бресте до и после 1939-го

2980 просмотров 0 комментариев

После подписания в декабре 1939 года указа об образовании Брестской области начинается новый этап развития региона.

Автор фото: архив Юрия МАКАРЧУКА
Устоявшийся десятилетний уклад сменяется новым процессом, направленным на улучшение жизни людей.

Планы на развитие

Уже 13 декабря 1939 года облисполком утверждает постановление о национализации крупных промышленных предприятий Бреста. Происходило оно поэтапно, в зависимости от значимости объекта. В первую очередь, это коснулось бесхозного имущества: после смены власти многие уехали из города, оставив имущество. Национализации подверглись лесопильные заводы (тартаки) Михельсона, Скорбника, Волынца и Ковартовского, мельницы братьев Ковартовских и госпожи Витковской, кирпичный завод Либермана, Дача и Домбровского, кафельный завод Белькеса и фабрика ваты Геллерштейна.

Также в этот перечень отнести нужно склады, магазины, рестораны, кафе-кондитерские. Все они, с находящимся в них товаром и оборудованием, были переданы «Горпищпромторгу». А вот для бань и гостиниц был организован трест при городском коммунальном отделе. Первым его управляющим стал Вятер, а его замом – Засимович. Национализированное нефтескладское хозяйство и принадлежащие ему подсобные строения отошли Белконторе «Главнефтесбыта».

Состояние промышленности выглядело не лучшим образом. Планировали создание новых и расширение существующих предприятий. Например, намечалась постройка трикотажной фабрики на тысячу рабочих при пересечении улицы Пушкинской и полотна железнодорожной линии на Ковель. Рядом проектировалась новостройка кондитерской фабрики с числом рабочих в триста человек. Недалеко от неё должны были построить и фабрику уксуса. В этот перечень входило ещё более двадцати заводов и комбинатов. 

Набираем обороты

После освобождения города и области от нацистов возникла необходимость в восстановлении промышленности. Работа в этом направлении велась значительными темпами. Через год в Бресте было организовано и действовало шестьдесят мелких предприятий по выпуску товаров народного обихода и бытового обслуживания населения. В 50-е годы завершилось строительство швейной фабрики, завода сборного железобетона, создан цех по переработке отходов производства при мебельной фабрике, расширена деятельность горпромкомбината и мясокомбината. В этот период начал выпускать плиты завод газовой аппаратуры.

В 60-е годы в Бресте построены новые предприятия и цехи: второй корпус коврового комбината, авторемонтный завод, главный корпус «Газоаппарата», автобаза… В 70-е годы промышленный комплекс пополнился заводом бытовой химии, комбинатом стройматериалов, «Брестсельмашем». На базе двух молочных заводов создался Брестский молочный комбинат, будущий «Савушкин продукт».

Через десятилетие заработал «Цветотрон», который специализировался на выпуске полупроводниковых приборов, изделий электронного аппаратостроения, специального машиностроения, печатных плат и товаров народного потребления. Функционировали и другие предприятия. Сегодня нельзя представить город – без электротехнического и электролампового заводов, чулочного и коврового комбинатов, трикотажной фабрики «Элма», «Белалко», компаний «Санта Бремор» и «Савушкин продукт» и многих других.

Проект на пятнадцать лет

С каждым новым десятилетием в Бресте развивалась не только промышленность, но и росла потребность в жилье. Нужно отметить, что эта проблема остро стояла с самого начала образования области.

В сентябре 1939 года город был подвергнут бомбардировке со стороны германских войск. В результате было разрушено и повреждено около девяноста жилых домов и более семидесяти хозяйственных строений. Также нуждалось в ремонте немало мостовых улиц, водопроводов, канализационных труб, телефонных и телеграфных столбов. Поэтому в феврале 1940 года на восстановление облисполком выделил 812 тысяч рублей.

После этого был разработан проект по развитию города на ближайшие пятнадцать лет. Планировалось возвести промышленные предприятия и хозяйственныездания, зоны отдыха, учебные заведения, здания здравоохраненияи жилищно-бытового строения. Кроме этого, было национализировано около двух тысяч домов. С 1 января 1940 года с жителей началась сниматься квартирная плата. Но планы изменил июнь 41-го. 

Возрождение

Послевоенный Брест выглядел не самым лучшим образом:он был разрушен почти до основания. Встал вопрос о его восстановлении: был вновь разработан генеральныйплан, который предусматривал усовершенствование планировочной структурыгорода, разбивал его территорию на районы. Предполагалось обновление, реконструкция и благоустройство центра города, а также главных магистралей – улицы Ленина и Московской. Приводился в порядок парк 1 Мая, городские скверы, улицы, пляж… На 1954 год в городе было высажено 450 деревьев, работа по озеленению проводилась и в дальнейшем. В результате Брест назвали самым зелёным городом в республике.

Новые жилые дома и торгово-бытовые объекты возводились не только на центральных улицах, но и в ближайших деревнях и поселках, которые были включены в черту города. Развитие Бреста как промышленного, административного и культурного центра вызвало приток населения. Требовалось большое количество жилья. Необходимо было решать проблему, поэтому стали увеличивать строительную базу, организовывать новые предприятия. Если в 1940 году в городе строительные работы вели только две организации, то 1954 году их было уже тринадцать. Среди сотрудников насчитывалось более трёх тысяч рабочих и около пятисот служащих и инженерно-технических работников. Соответственно, это дало возможность ускорить строительство жилья. Облегчила задачу ииндивидуальная застройка домов. Однако приток населения всё равно превышал темпы роста жилья, и проблема оставалась открытой…

С каждым десятилетием город расширял свои территории. Например, только в 2007 году в городскую черту вошло более десяти населенных пунктов. Радуют своей привлекательностью новые застроенные микрорайоны, в которых действуют детские сады, школы, новые торговые точки, поликлиники, аптеки, библиотеки, развлекательные центры…

Движение для удобства

С расширением границ Бреста, встал и вопрос транспорта. Впервые автобусное движение заработало в январе 1940 года, а через три месяца его услугами пользовались более пяти тысячи пассажиров. После войны оно вновь возобновилось, для перевозки людей использовали трофейные немецкие автобусы. В 1947 году открылось движение по маршруту «Железнодорожный вокзал – Волынка – Южный городок».

А вот первые троллейбусы пошли только в апреле 1981 года. Маршрут их был протяженностью в 20,5 километра и проходил от микрорайона «Восток», через улицу Янки Купалы, Партизанский проспект, Московскую и Карла Маркса…Автобусное и троллейбусное движение давно расширилосеть своих маршрутов. Город растёт, и есть вероятность того, что со временем, например, Ковалёво соединится троллейбусной линией с Речицей или Гершонами, а Вулька с Дубровкой…

За 80 лет Брест изменился до неузнаваемости. Будучи областным центром, он высоко держит свою планку и престижно представляет себя в стране и зарубежом.

Наталья ШЛЯЖКО
Пятница , 06 Декабря , 2019   03 : 33
Лента новостей








Опрос