Что слышно про аккумуляторный завод под Брестом

4959 просмотров 0 комментариев

Строительство завода по производству аккумуляторов под Брестом и его остановка стали предметом пристального внимания граждан, властей и контрольных служб.

Что есть на сегодняшний день?

Город становится чище

Разобраться в теме сложно, если не охватить взглядом территорию не только Бреста, но и всей Беларуси.

Прежде всего отметим, что экологическая ситуация, в том числе по содержанию тяжелых металлов в окружающей среде, улучшается. Исчезли или значительно уменьшили свое влияние факторы загрязнения. Сильно сократили производство или даже вообще свернулись предприятия, которые когда-то представляли индустриальное ядро Бреста: БЭМЗ, «Цветотрон» и электроламповый завод.

Практически ушел с железной дороги уголь, исчезли котельные на нем. Запрещен к продаже бензин с добавкой тетраэтилсвинца. Автопарк обновляется, двигатели более высокого экологического класса выбрасывают меньше вредных веществ. Уличная сеть Бреста совершенствуется: всё меньше заторов на дорогах, в которых водители чадили на перекрёстках.

У кого-то может быть впечатление, что это не так: мол, экология становится хуже. Можно даже попытаться манипулировать статистикой заболеваний. Но не надо забывать, что и диагностика за последние 15–20 лет стала лучше, городская медицина насыщается всё более современным оборудованием.

Полностью не очистимся

Можно мечтать о том, что город когда-нибудь полностью очистится от тяжелых металлов, но в обозримом будущем этого не предвидится: действуют некоторые постоянные факторы. Один из них — трансграничный перенос загрязняющих веществ ветром с запада. Так уж сложилось, что преобладающая роза ветров с запада. А там у нас Польша, где значительная часть энергетики питается углём.

Все виды ископаемого топлива в той или иной степени впитывают в себя соли металлов, которые там содержатся. И сколько же их выпадает на Брест? Возьмите ОВОС и найдите раздел, который касается атмосферы. Например, ежегодно переносится около килограмма свинца на квадратный километр. Можно, конечно, ужаснуться: ведь при площади Бреста около 150 квадратных километров это 150 кило свинца в год! Да это же целый завод! Как мы тут вообще живы? И как живы поляки?

Здесь надо успокоиться. Часть того, что прилетает с запада, смывается дождями и уносится. А то, что успевает впитаться в грунт и попасть в траву и деревья, вывозится коммунальными службами вместе со скошенной травой и опавшими листьями.
Наши соседи на Западе о своей проблеме знают. Но если обратить внимание на прошедшие выборы в Европарламент, «зеленые» там набрали мизерное число голосов. Побеждает прагматизм и трезвый взгляд на реальность.

Сколько свинца вообще

Чтобы понять масштаб включенности свинца в экономическую жизнь Беларуси, давайте посчитаем, сколько его носится по дорогам. В собственности у граждан чуть больше трех миллионов автомобилей. Не будем считать грузовики и танки, но умножим эти миллионы на десять кило — это среднее количество свинца в аккумуляторе. Итого 30 тысяч тонн свинца. Представьте себе кубик с ребром около 45 сантиметров — это и будет тонна свинца.

Каждые четыре года аккумулятор надо менять. Для автопарка Беларуси нужно ежегодно 600 тысяч новых аккумуляторов — такова ёмкость внутреннего рынка. Часть аккумуляторов попадает в страну с готовыми автомобилями. Всё равно не мало — дополнительных шесть тысяч тонн, шесть тысяч кубиков. Как-то становится тревожно…

На сайте Белстата есть раздел экспорта-импорта, где с точностью до шести знаков кода внешнеэкономической деятельности зафиксировано, что ввозится, а что вывозится. Опубликована статистика за январь-май. Итак, въехало 200 тысяч свинцовых аккумуляторов для поршневых двигателей по средней цене 50 долларов за штуку. Интересна динамика по сравнению с прошлым и позапрошлым годом. Былой лидер, Польша, сильно проигрывает России и Украине. Растут Китай и Словения. Заметим, что импорт свинцовых аккумуляторов уменьшается. О причинах пусть судят специалисты, мы видим лишь фрагмент картины.

Вывод можно сделать такой: цивилизованное производство и переработка аккумуляторов востребованы, но всё должно происходить в рамках природоохранного законодательства.

Так что с заводом

Если коротко — не работает. Если языком документов, то вот что проделано по линии областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды: «По результатам лабораторных исследований установлены факты превышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ по восьми источникам, по трем ингредиентам: окиси углерода, свинцу и его неорганическим соединениям, серной кислоте.

Облкомитетом проведен расчет вреда, нанесенного окружающей среде выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением нормативов, установленных в разрешении на выбросы, и составлен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. В указанный акт ООО «АйПауэр» внесена отметка о наличии возражений.

В связи с неоднократным нарушением ООО «АйПауэр» пункта 1.3 статьи 21 Закона «Об охране атмосферного воздуха» по недопущению превышений установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха решением коллегии облкомитета от 17.06.2019 № 12 приостановлено действие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «АйПауэр».
Предприятие проинформировано об обязанности, в случае превышения установленных в разрешении нормативов выбросов, принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проведения мероприятий по недопущению превышений установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха.

Юридическое лицо — ООО «АйПауэр» за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.48. КоАП, наложен штраф в 100 базовых величин. Ведется административный процесс по этой же статье в отношении виновного должностного лица предприятия».

Что в земле вокруг него

По результатам исследований проб земель, включая почвы, отобранных 3 июня областной лабораторией Республиканского центра аналитического контроля в области охраны окружающей среды, превышений нормированного значения (оно составляет 32 мг/кг) по содержанию свинца на территории предприятия не зафиксировано.

Областная лаборатория 1 октября прошлого года, до начала пусконаладочных работ, связанных с воздействием на окружающую среду, отобрала пробы земель, включая почвы, на территории завода. Установлено, что содержание свинца – в пределах 13 – 14,4 мг/кг. Таким образом, полученные в июне 2019 года сведения о содержании свинца в почвах на территории завода фактически идентичны сведениям о его содержании, полученным в октябре 2018 года, до начала пусконаладочных работ.

Вот и общий вывод, если лаконично: завод не вписался в требования природоохранного законодательства, поэтому и не работает. А загрязнения — нет.

Судьба предприятия в руках специалистов. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды изучает как проектную документацию предприятия, так и опыт работы аналогичных предприятий других стран.

Алексей КОРНЕЙЧУК
Четверг , 17 Октября , 2019   18 : 28

Лента новостей








Опрос