Не надо потрошить социум

204 просмотра

Большинство из нас обучены и воспитаны в категориях ясных, недвусмысленных, где белое названо белым, а чёрное – чёрным. Многие помнят классическое: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо?» И папа, по мере сил, растолковывал сыну этические категории. Но вот уже нынешние детишки собрались вместе с родителями в зоопарке одного из датских городов, где состоялось публичное вскрытие трупа льва. Как отмечали организаторы мероприятия, «дети проявили живой интерес и задали много вопросов»

Большинство из нас обучены и воспитаны в категориях ясных, недвусмысленных, где белое названо белым, а чёрное – чёрным. Многие помнят классическое: «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо, а что такое плохо?» И папа, по мере сил, растолковывал сыну этические категории.

Но вот уже нынешние детишки собрались вместе с родителями в зоопарке одного из датских городов, где состоялось публичное вскрытие трупа льва. Как отмечали организаторы мероприятия, «дети проявили живой интерес и задали много вопросов». Учитывая, что не столь давно в Копенгагене львам скормили любимца местной публики, жирафа, причём тоже  публично, случайной ситуацию не назовёшь. В поисках ответа на вопрос, зачем такого рода событиям придают публичный характер, встаёшь в тупик. Самое простое – признать себя ретроградом и консерватором, безнадёжно отстающим от жизни. Потом начинаешь осознавать: дело ведь не только в датских зоопарках.

Вот британский производитель секс-игрушек установил в центре Нью-Йорка  кабинку для мастурбации. Говорят, пользуется большим успехом у местного офисного люда, снимающего стресс, не добегая до дома. Вот в немецком Дортмунде выходцы из Африки забросали камнями двух женщин - трансгендеров. Здесь вообще всё могло бы ввести в ступор, скажем, наших родителей: откуда африканцы в сердце Германии, где они взяли столько камней в центре города и кто вообще такие трансгендеры? Вот нынешние события в Кёльне, когда насилие над женщинами оправдывается, не только официально, но и на уровне представителей части общественного сознания – дескать, надо потерпеть, всё переварится в котле мультикультурности.
  Судя по всему, рождается или уже родилась некая новая цивилизация, которую, наверное, потомки назовут «цивилизацией мастурбационных кабинок» или «цивилизацией вскрытых львов». Адепты этой цивилизации в ответ на недоумённые взгляды и реплики могут резонно возразить: «а в чём проблема-то? Когда-то и публичные казни вызывали непонимание, а потом ничего, привыкли. Вон, до сих пор казнят, да ещё обставляют как, не то, что во времена Понтия Пилата». Можно и так рассуждать, но в этом случае надо договаривать тему до конца: привычные, устоявшиеся, христианские (в частности) этические категории, как минимум, дополняются и расширяются, как максимум – дезавуируются.

Возникает такое чувство, что всё большее распространение получают взгляды, идеи, социальная практика, связанные с поиском пределов человеческой психики. То ли от сытости, то ли от застоявшегося благополучия, то ли от желания вновь встать «по ту сторону добра и зла», изобретаются такие формы социализации, которые не понимает и не принимает не только бывший кондовый «совок», но и вполне продвинутый западный современник. Всё же многие полагают, что придавать публичный характер ковырянию во внутренних органах животного – неправильно. Что можно ставить на улицах любые кабинки, вплоть до подглядывания за самим собой, но интимная часть жизни должна оставаться таковой. Что есть некие табу, нарушать которые опасно: слишком хрупок человек и слишком недостоверны наши знания о самих себе.
  
Вот сегодня популярны сюжеты о небывалой дружбе тигра и козла, Амура и Тимура. Тысячи зрителей с напряжённым вниманием следят за перипетиями их совместной жизни. В том числе и в прямом эфире. Откуда такой интерес? Вполне может быть, что речь идёт о примере тех отношений, которые должны господствовать в человеческом обществе. Перед нами некая новая форма ностальгии по таким взаимоотношениям, когда биологическая несовместимость может быть преодолена. Получается, что животные стоят на более высокой ступени развития, чем люди, продолжающие и в нынешнем веке убивать друг друга с небывалым ожесточением по расовым, социальным, иным причинам. В этом смысле вспоминается известная фраза Мишеля Монтеня: «Когда ты играешься с котом, то не кажется ли тебе, что это кот играется с тобой?». Французский философ тем самым давал понять, что наше собственное представление о превосходстве (человек – высшая ступень эволюции) может быть критически оценено. В этом смысле понятно и иное, ведь афоризм Монтеня можно перефразировать: «Когда ты публично вскрываешь льва, то не кажется ли тебе, что ты публично вскрываешь социум?». Давайте, посмотрим, что там внутри нашего общества – причём на биологической, а не социальной основе.
  
Действительно, можно привыкнуть ко всему. Заметьте, насколько быстро мы и сегодня привыкаем к вещам и процессам, которые ранее казались немыслимыми. Их перечисление заняло бы, наверное, не одну страницу. В этом есть своя логика: жизнь ломает стереотипы столь же успешно, как и формирует новые понятия и подходы. И, тем не менее, всегда остаётся, должно оставаться то, что квалифицирует нас как человеческое общество.   А иначе от публичного потрошения львов мы перейдём к публичному потрошению социума. Впрочем, и такие примеры сегодня уж известны.

Суббота , 25 Ноября , 2017   14 : 23

ОНЛАЙН-ГАЗЕТА

Лента новостей








Опрос